Программа клуба

Программа клуба состоит из 10 разделов, направленных на развитие умственных способностей:

  • Ознакомление с пространственными отношениями.
  • Развитие элементов логического мышления.
  • Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Конструирование.
  • Подготовка к сюжетно — ролевой игре.
  • Ознакомление с природой.
  • Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
  • Изобразительное искусство.

Центральную задачу развития художественных способностей мы видим в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

В программе не представлены занятия по музыке и физическому воспитанию, их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей.

Основное отличие предлагаемой программы работы с детьми состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. Введение в занятия детей действий, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей.

Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т.е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.

Если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. А это и есть развитие умственных способностей.

Нельзя забывать, что дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Всячески поддерживается детская инициатива, педагог готов изменить ход занятия в соответствии с ней.

Программа основывается на психологической теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Согласно концепции Л.А. Венгера способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Такая работа предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам и т. д.), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности.
Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы.